1. Специализированные сервисы
В целом Web 2.0 сервисы для поиска работы можно разделить на 2 группы: сервисы установления деловых связей и рекомендательные.
Сервисы установления деловых связей направлены на решение деловых вопросов: налаживание партнерства, поиск сотрудников и работодателей, обсуждение профессиональных вопросов. Среди популярных сервисов такого рода можно упомянуть:
- МойКруг
- Профессионалы
- E-shtab
- RB
- Webby
- ВШтате
- Джобр
Другая разновидность - рекомендательные сервисы. Кто-то считает их уже Web 3.0 ресурсами, кто-то считает, что они прекрасно укладываются в концепцию Web 2.0, однако для нас гораздо важнее тот факт, что специализированные рекомендательные сервисы – замечательный инструмент для поиска работы.
Яркий пример такого сервиса - молодой, стремительно развивающийся проект Gooroo. Его концепция в следующем: на сайте представлены 2 категории пользователей – представители компаний и Гуру – люди, являющиеся специалистами в какой-либо области. Представители компании размещают на сайте вакансию, а Гуру могут рекомендовать на эту позицию кого-то из своего круга знакомств. В случае если работодатель остается доволен рекомендованным сотрудником – Гуру получает заранее оговоренный гонорар и прибавку к рейтингу. Таким образом в выигрыше остаются все: компания закрывает вакансию не пользуясь услугами кадровых агентств, Гуру получает гонорар и поднимает свой авторитет на сервисе, а специалист получает работу.
В России сервисы такого рода только начинают набирать обороты. Помимо Goоroo можно упомянуть также менее популярные, но построенные на схожих принципах социальные сети:
- Job24
- Ongezo
- Pro2
2. Профайлы в социальных сетях
Довольно часто работодатели ищут сотрудников через общетематические социальные сети, такие как «ВКонтакте» или «МойКруг». Поэтому имеет смысл рассматривать профайл не только как личную страничку или анкету для знакомств, но и как возможное резюме. Заполните поля связанные с образованием и опытом работы, а в поле «Интересы» добавьте ключевые слова Вашей деятельности, поскольку зачастую поиск ведется именно по ним. Также часто работодатели ищут потенциальных сотрудников по названиям компаний, в которых те ранее работали.
3. Специальные сообщества для ищущих работу
Собственно сообщества, в которых размещаются объявления о поиске работы и о найме сотрудников. Несколько примеров:
- Работа в Питере
- Ru_job
- Работа, вакансии, резюме
4. Профессиональные коммьюнити
Людям свойственно объединяться в сообщества не только по интересам, но и по профессиональной принадлежности. В таких сообществах пользователи часто обсуждают актуальные вопросы своей деятельности, обмениваются опытом, просят совета, а также ищут сотрудников, либо напротив - выкладывают резюме.
В качестве примера можно привести ЖЖ-сообщество ru_pr или группу «ВКонтакте» Психологи
Помимо возможности прямого трудоустройства, участие в сообществах такого рода – это еще и полезные знакомства с людьми, которые вращаются в Вашей сфере и зачастую владеют информацией о вакансиях.
5. Коммьюнити брендов
Бизнес начинает все серьезнее относиться к возможностям социальных сетей, вследствие чего появляется все больше корпоративных блогов и сообществ. На этих площадках часто публикуются объявления об открытых вакансиях, приведу пример с корпоративного блога Манн-Иванов-Фербер.
Можно разделить коммьюнити брендов на несколько основных категорий:
- Корпоративные блоги (ранее я писал об этом в статье «10 русскоязычных корпоративных блогов»)
- Блогосообщества на какой-либо платформе (ЖЖ, mail, LI);
- Группы в социальных сетях (пример: группа ВТБ24).
6. Коммьюнити инсайдеров
Практически ушли в прошлое профсоюзы и их место заняли интернет-сообщества работников той или иной компании. Такие сообщества могут оказать значительную помощь, если вы четко представляете, в какой компании хотели бы работать.
1. Объявления. Часто на сообществах такого типа публикуются прямые объявления об открытии той или иной вакансии.
2. Пост с вопросом. Можно открыто спросить о наличии вакансий.
3. Обращение напрямую. Не стесняйтесь обратиться с вопросом о вакансии напрямую к администратору или просто активному участнику сообщества. Люди более открыты в личной беседе, нежели в публичной.
Помимо прочего посещение инсайдерских сообществ позволяет лучше понять внутренний дух компании. Если большинство тем посвящены обсуждению некорректного отношения к сотрудникам и проблемам с оплатой труда – это серьезный повод подумать, стоит ли связываться с такой компанией.
Пример: Сообщество работников Эльдорадо
7. Twitter
Если вы пользователь Твиттера с количеством фолловеров более 100, то это может быть отличным каналом поиска работы. Затвитьте сами и попросите своих друзей затвитить информацию о том, что Вы ищете работу. Российская твитосфера пока хоть и небольшая, но очень сплоченная среда, поэтому в ней сильно развито «чувство локтя».
8. Блог
Напишите в своем блоге о том, что находитесь в поиске работы.
Зачастую приходится слышать мнение о том, что блогеру не пристало обращаться к своим читателям с какими бы то ни было просьбами. На мой взгляд - это комплексы. Вы ведь не обращаетесь с мольбой помочь вам найти хоть какую-то работу, а то кушать нечего. Вы профессионал, который решил сменить работодателя и хочет рассмотреть различные варианты, чтобы выбрать наиболее интересный. Так что же зазорного в том, чтобы обратиться к своим читателям с вопросом: не знает ли кто-то из них о вакансиях в интересующей вас сфере. Если блогеру стыдно просить об этом своих читателей – значит он смотрит на них сверху вниз. А если обратиться с просьбой для блогера нормально, значит он относится к своим читателям как к друзьям, что, ИМХО, является совершенно верным подходом.
9. Socialbio
В социальных сетях существуют свои форматы. Так, например, в социальных сетях неприемлем формат классического пресс-релиза, но в то же время весьма благосклонно воспринимаются специальные социальные релизы. Аналогичная ситуация с резюме: на смену классическому строгому CV, в котором по пунктам расписана вся информация об образовании и опыте работы, приходит формат socialbio – своеобразного портрета соискателя с использованием следующих данных:
- Ссылки на профайлы на социальных сетях
- Ссылки на публикации
- Краткая информация о себе (можно подготовить несколько вариантов, например: одним предложением; размером в 100 слов; максимально полный рассказ)
- Контакты
- Фото в различных разрешениях.
Пример: Socialbio Рохита Баргавы
10. Блоги специалистов в данной области
Во-первых, в таких блогах часто публикуется информация о вакансиях, в особенности это касается блогов топ-менеджеров, либо собственников бизнеса. Во-вторых, всегда можно обратиться к блогеру и напрямую – задать вопрос: нет ли у него информации об открытых вакансиях, скинуть резюме или ссылку на socialbio, попросить совета. Ко мне довольно часто обращаются читатели блога, говоря, что хотели бы работать в сфере интернет-маркетинга. По возможности стараюсь помогать либо контактами дружественных мне компаний, в которых могут быть открыты вакансии, либо какой-то фриланс работой в своем GreenPR, либо просто советом.