Компания J’son & Partners опубликовала результаты исследования рынка Интернет-порталов, в котором проанализировала бизнес-модели, цепочки создания стоимости, характеристики аудитории и лучшие практики 8 типов ресурсов. В отчете выделяются три вида бизнес-моделей Интернет-порталов: платная, где за сервис платит пользователь; рекламная, где сервис предоставляется пользователям бесплатно, одновременно с показом рекламы, и смешанная.
Эра бесплатного Интернет заканчивается, — констатируют аналитики компании, отмечая тенденцию коммерциализации
веб-ресурсов на основе платных услуг для пользователей. При этом, если «старожилы» Рунета, — порталы, созданные в 90-х годах (Яндекс, Рамблер, РБК), — в большинстве придерживаются рекламной модели, то новички предпочитают получать доход напрямую от посетителей.
Несмотря на наличие большого числа платных сервисов, отмечается в отчете, пока «чистые» виды бизнес-моделей (рекламную или платную) встретить сложно — переход осуществляется постепенно за счет введения смешанной модели. В качестве примера приводятся социальные сети, которые изначально получали основной доход от рекламы, а теперь все чаще предлагают пользователям различные виды платных услуг.
Для реализации платной бизнес-модели Интернет-порталов существуют определенные ограничения, — отмечает J’son & Partners. Выделяется среди них относительно низкий уровень проникновения платежных инструментов: пластиковых карт, Интернет-платежей и проч. Наиболее удобными для пользователей остаются платежи через SMS, что влечет за собой удорожание сервисов.
Наиболее активными пользователями Интернет-порталов в первом квартале 2009 года оставались мужчины. Они преобладают в аудитории семи из восьми типов порталов, и только среди пользователей социальных сетей верх берут женщины.
Наиболее молодые посетители Интернет активно играют в многопользовательские онлайн-игры (более половины пользователей младше 25 лет), а старшая аудитория предпочитает пользоваться Интернет преимущественно для поиска информации и чтения новостей в сфере бизнеса (57% пользователей бизнес-порталов приходится на людей старше 30 лет). Аудитория с самым низким уровнем дохода свойственна службам знакомств (каждый четвертый имеет доход ниже 9 тыс. руб. в месяц), а также региональным порталам. Бизнес-порталы, наоборот, консолидируют более высокооплачиваемую часть аудитории сети Интернет. В основном это — посетители, профессиональный статус которых относится к категории менеджмента и собственников бизнеса (порядка 40%).