Поисковик Яндекс провел новое исследование, чтобы выяснить, что и как сегодня ищут в русскоязычном интернете пользователи.
«Внешний вид» поисковых запросов 
Типичный поисковый запрос состоит из двух или трех существительных, написанных кириллицей. Например, [реферат психология]1.
Средняя длина поискового запроса — 2,5 слова. За одиннадцать лет работы поиска Яндекса пользователи стали многословнее — в 1997 году, когда поиск на www.yandex.ru только появился, средний запрос состоял всего из 1,2 слова. Теперь количество информации в интернете во много раз увеличилось, и для того чтобы найти ответ на свой вопрос, бывает нужно сформулировать запрос точнее.
Около 2,5% запросов сформулированы как вопрос. То есть это обычные вопросы, и пользователи, которые их задают, общаются с поисковой системой так, будто это живой человек. У Яндекса даже спрашивают [как пройти в библиотеку?] — в среднем 41 раз в месяц, [зачем герасим утопил муму?] — 53 раза и [кто убил лору палмер?] — 107 раз.
Самый популярный вопрос, с которым пользователи обращаются к Яндексу, — как. Вопросов, начинающихся с как, задают больше, чем вопросов, начинающихся со всех остальных вопросительных слов вместе взятых.
Интересно, что вопрос что значительно популярнее вопроса кто, и в частности вопрос [что делать] интересует пользователей больше вопроса [кто виноват].
Наиболее длинные осмысленные слова — как правило, сложные существительные, состоящие из нескольких корней. Самое длинное слово, заданное в качестве запроса к Яндексу в августе 2008 года, состоит из 37 символов — гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия. По этому запросу находится 4583 страницы (на сентябрь 2008 года). Среди самых длинных запросов, на которые существуют ответы в интернете, преобладают различные химические соединения (этилоксиэтилпарафенилендиаминсульфат — 35 символов), названия компаний (средневолжсксельэлектросетьстрой — 32 символа) и разного рода фобии (например, гексакосиойгексеконтагексофобия — 31 символ).
В запросах на поиск картинок самые длинные запросы — это электростеклоподъемник и электроводонагреватель — по 22 символа.
Для общения с поисковой машиной чаще всего используют существительные — эту часть речи содержат 75% запросов к поиску. Вторая по распространенности часть
речи— прилагательные, они присутствуют в 16% запросов к веб-поиску. Глаголы используют только в 5% случаев, а наречия есть менее чем в 1% запросов.
Большинство пользователей не позволяют себе грубостей с поисковой системой — матерную лексику содержит сравнительно небольшое количество запросов — полтора процента. Тем не менее матерных слов больше, чем, например, наречий или числительных (количественных и порядковых вместе взятых). Числительные присутствуют всего в 0,2% запросов.
Приблизительно в каждом десятом поисковом запросе присутствует название организации или сайта. В этом случае пользователь часто хочет найти вполне определенный сайт, и все остальные результаты поиска его не интересуют.
Иногда при формулировке поисковых запросов пользователи явно указывают желание получить (купить, скачать) или продать что-то. Запросов с такими уточняющими словами около 4%.
Интересно, что глагол купить в запросах встречается в три раза чаще, чем продать, а существительное продажа — в восемь раз чаще существительного покупка. Запросы [купить] и [продажа] синонимичны: и в том, и в другом случае пользователь хочет купить что-то и ищет предложение товара. Так что спрос в интернете существенно превышает предложение.
Ошибки и опечатки
14-15% всех запросов содержат различные ошибки и искажения. Ошибки в поисковых запросах возникают по разным причинам — не только из-за неграмотности, но и из-за стремления найти ответ как можно быстрее, неверной раскладки клавиатуры и т.п.
Две трети всех ошибок — орфографические (пропущенные буквы, неправильное написание слов и т.п.).
Самая распространенная ошибка сейчас — однокласники (с одной с). Запрос [однокласники] встречается в 8 раз реже грамотного запроса [одноклассники], но входит в топ-10 запросов к Яндексу в августе 2008. Это единственный запрос с ошибкой среди ста самых частотных поисковых запросов.
Популярные запросы
Самые популярные запросы — только очень небольшая часть всех запросов к поиску. По данным на август 2008, общее количество запросов из первой сотни составляет около семи процентов от всех поисковых запросов (около 1,8 миллиона запросов к Яндексу в день). Большинство запросов достаточно редки — каждый из них задается реже ста раз в день. Именно такие, низкочастотные, запросы составляют три четверти поисковых запросов (более 20 миллионов в день).