Надо сказать, нынешних и бывших сотрудников раздражает столько факторов, что остается только догадываться, каким усилием воли им удается продержаться хотя бы один восьмичасовый рабочий день. Впрочем, у работодателей претензий не меньше. Особенно во времена финансового кризиса и снижения прибыли компаний. Чем чаще всего недовольны сотрудники и руководители?
Собираем жалобы
Мы говорим «компания» — подразумеваем «начальник», и наоборот. Именно поэтому опрошенные, как правило, не делают различий между жалобами на компанию и претензиями к конкретному руководителю.
Популярные нарекания со стороны сотрудников:
-
руководство сваливает все «провалы» на подчиненных;
-
зарплата, заявленная на собеседовании, не соответствует фактической зарплате;
-
зарплата выплачивается не вовремя;
-
«дополнительные обязанности» не оплачиваются;
-
по окончании испытательного срока увольняют, не рассчитавшись;
-
при увольнении не отдают трудовые книжки и не делают расчет;
-
за сотрудниками следят;
-
начальник постоянно присутствует в офисе;
-
начальник постоянно отсутствует в офисе;
-
в коллективе сложилась нездоровая атмосфера;
-
идеи соискателя, представленные на собеседовании или в ходе выполнения «пробного» задания, «заимствуются», проще говоря, воруются;
-
в компании принята серая и черная зарплата.
Сделай это!
ВОт целую коллекцию фраз, которые раздражали и обижали подчиненных, независимо от рода деятельности.
Самые обидные и унизительные из них:
-
Сделай это!
-
Ты должен работать лучше, а не упорней.
-
Ты действовал глупо.
-
Мне не нужны твои извинения!
-
Ты должен быть счастлив, что я тебя не увольняю!
-
Я все время слежу за тобой!
-
Я плачу тебе не за то, что ты думаешь!
Часто большой проблемой становится непонимание между руководством и персоналом компании, некорректно поставленные задачи. Как в сказке: иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. После подобного разговора из кабинета начальника выходит озадаченный непонятно чем работник и, что называется, рвет на себе волосы. Если у него что-то и получится сделать, вряд ли это будет соответствовать настоящему пожеланию начальника.
Причина непонимания кроется в том, что у подчиненного недостает сил задать вопрос «Правильно ли я вас понял?» из страха показаться непонятливым. Примечательно, что и со стороны начальника вопрос «Вы правильно меня поняли?» также звучит крайне редко.
Еще одной проблемой остаются результаты обучения персонала. Казалось бы, в чем здесь проблема? А она есть. Ведь обучение персонала — это палка о двух концах. Если компания не готова к структурным и организационным изменениям, обучение сотрудников не только не принесет ожидаемого эффекта, но даже станет убыточным. Представьте: пришел менеджер среднего звена с тренинга в состоянии «перевернутого сознания», пробует внедрить новые навыки, а компания не готова к структурным изменениям. В результате остаются недовольными как сотрудник, так и руководитель, и часто сотрудник уходит в другую, более развитую, компанию, где приобретенные навыки можно применить.
Примечательно, что в ряде украинских компаний интересуются настроениями сотрудников, чтобы в будущем учесть ошибки, если таковые были. Перед началом обучающих программ и тренингов проводят опросы с целью не только определить потребности человека в знаниях, но и выявить его мотивацию. Опрос мнений сотрудников проводится и при увольнении — просят заполнить специальную анкету и указать в ней истинную причину ухода из компании.
Как довести шефа до белого каления
Насколько проще была бы наша жизнь, если бы все руководители были спокойными и уравновешенными людьми! К сожалению, при назначении на руководящие должности особенности темперамента не учитываются, в связи с чем стилем управления некоторых начальников является постоянный крик.
Чтобы шеф начал закипать, вовсе не обязательно сообщать ему, что он — тупица, или говорить, что когда он вопит, то в окнах лопаются стекла. Самая безобидная реплика способна довести шефа до белого каления. Фразы, которые больше остальных выводят из себя руководителя:
-
Я считаю, что за это мне положена премия.
-
Пришло время поднять мне зарплату.
-
Это не входит в мои обязанности.
-
Я не понял, чего вы хотите.
-
Я не виноват.
Впрочем, нередко начальник орет просто потому, что выбрал для себя «козла отпущения» и решил оторваться на нем по полной программе. В ситуации, когда шеф кричит, существует множество определяющих факторов, но главные из них — кто кричит и на кого кричат. В данном случае не идет речь об исключительных случаях и чрезвычайных обстоятельствах, когда даже уравновешенный человек способен выйти из берегов. Речь идет о крике как методе воздействия и системе руководства.
Если такая система в организации существует, значит, так или иначе она устраивает всех и способы реагирования отработаны. Кто-то старается не обращать внимания, кто-то кричит в ответ, кто-то пьет корвалол. А шеф «выпускает пар» и все идет своим чередом. Но такая система менее эффективна, чем любая другая, и определяется уровнем культуры и воспитания, а никак не управленческими правилами. Это даже не манипуляция, а банальное хамство. Впрочем, шеф постоянно орет только в том случае, если ему позволяют. Не хотите, чтобы на вас кричали — не позволяйте этого. И вовсе не факт, что вас за это уволят — может, даже уважать начнут. Ну а если человек считает, что заслужил этот крик, что начальник «имеет право», что шеф просто нервный, что с ним сейчас никак нельзя ссориться, чтобы — Боже упаси! — не потерять работу… Что ж, тогда придется терпеть, считать в уме до ста и пить успокоительное.
Каждый десятый — кандидат на увольнение
На ряд проблем — раздутые штаты компании, недозагруженность сотрудников, размытая система эффективности персонала, так называемая «видимость бурной деятельности» — руководство начинает обращать внимание лишь при снижении прибыли. Тем более, что по оценкам экспертов, примерно один из десяти сотрудников любой компании не могут и не хотят хорошо работать.
В спокойное время руководство многих компаний не сильно беспокоится по поводу эффективности управления персоналом, и 10% «кандидатов на увольнение» так и остаются работать. Однако в условиях финансового кризиса (снижения потребительской активности) менеджмент компаний начинает задумываться об оптимизации бизнеса. Например, из-за сужения емкости рынка продажи компании упали вдвое, но на зарплаты сотрудников уходит та же сумма, что и прежде. Следовательно, себестоимость продукта растет. В этом случае недовольство руководства будет направлено не столько на работу конкретного работника, сколько на систему управления персоналом в целом.
Источник:HR-Лига